Эдуард Антонович Бильский — исключительно тонкий инструмент. Абсолютно редкое свойство оставаться художником в сфере, где для этого, казалось бы, не осталось никаких оснований. Но Бильский наперекор всему художник, точно понимающий и взыскательный. Художник из тех, на которых еще держится архитектурная своеобычность непростого города Киева.
При всем при том Эдуард Антонович человек совершенно советский. Рассуждает об экономии бетона и металла искренне, как будто в этом для архитектора есть глубокий смысл. Смысл есть, но не глубокий. Он принял советские правила игры, и в этих правилах победил. Как ему это удалось, никто не знает! Самые утилитарные работы — автовокзалы, микрорайоны, развязки и кинотеатры — у него получились просто архитектурными шедеврами.
Бильский киевлянин, и помнит множество киевских историй, но о них не рассказывает. А если и рассказывает, то выглядит это вполне заезженным трюизмом, ну, типа, мы там были, а они там ехали… Но он там был, и они там ехали, и они были немцы.
Бильский построил совсем корбюзианский автовокзал — на Московской площади в городе Киеве.
Также он построил очень космический и одновременно уютный Дворец пионеров на площади Славы в городе Киеве.
Более того, он построил самый качественный и душеприятный микрорайон на территории СССР— Виноградарь. Равняться с этим микрорайоном могли лишь всякие Ладзинаи и Друскининкаи, но и те были в советской загранице, Прибалтике.
Недостроил Бильский исключительно сложный, биологически подобный и невероятно красивый (в возможных условиях) многозальный кинотеатр на том же Виноградаре — «Виноградарь». Его руины, точно по Шпееру, до сих пор восхищают взор всякого честного пилигрима.
А еще архитектор Бильский почти сорок лет тому назад предложил проект Бессарабского узла в городе Киеве, по прежнему остающийся самым изящным и одновременно гуманным решением трансгородской проблемы: машины внизу — люди наверху (сейчас люди задыхаются в подземелье Метрограда, а машины толпятся наверху).
При всех признаках выдающегося художника Бильский человек избыточно скромный и свое авторство во многих местах оставил и обозначил «соавторством». Тут его следовало бы сравнить с другим экстраординарным киевлянином и архитектурным скромником, Александром Малиновским.
Сегодня Бильского не стало, но имя его — в скрижалях чудесного города Киева.
Борис Ерофалов, главный редактор А+С
фото: А+С, 2014